СПЕЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
Теория
большого стиля
Какой наряд выбрать для похода на новогодний спектакль в Большой театр?
Большой театр входит в десятку лучших оперных театров мира. Поэтому, если вы собираетесь посетить спектакль, необходимо заранее позаботиться об уместном образе. Вместе с программой Masterсard Бесценные Города мы решили проследить за тем, как менялись наряды женщин за 240-летнюю историю театра.

Как все
начиналось

Появившийся в конце XVIII века театр изначально назывался Петровским и был заведением частным, негосударственным. На его сцене давали не только оперу и балет, но и драматические спектакли. Первыми зрителями в нем были люди исключительно дворянского происхождения. По правилам того времени дамы могли посещать представления только в сопровождении мужчин. Наряды они носили по моде, которую диктовали французские и английские модные журналы, а в тренде был стиль ампир.

Театралки носили платья с завышенной талией и рукавами-фонариками, кутались в длинные шали и слушали легкомысленные итальянские оперы. По их подобию тогда писались и первые оперы на русском языке. Исполняли репертуар виртуозные певцы и музыканты из числа крепостных.

После победы над французами талия у женских платьев вернулась на привычное место, и в костюмах прочно обосновались корсеты

Петровский театр сгорел дотла в пожаре Отечественной войны, а русское дворянство потянулось в новый, теперь уже Большой театр, построенный на том же месте в 1825 году. Именно на фасаде этого здания впервые появился обнаженный Аполлон, управляющей квадригой. В театре зазвучала уже другая музыка. На сцене исполняли оперы Моцарта и итальянских мастеров бельканто.

Историческая
сцена

В середине XIX века в моду вошли натянутые на объемный каркас юбки – кринолин. С этого времени к традиционным посетительницам Большого театра начинают робко подключаться представительницы купеческого сословия. Новые наряды позволяют им скрыть полноту. С модными платьями они носили большие цветастые шали. Мещане же относились к театру настороженно, считали его «бесовским наваждением».

Представления, устраиваемые для знати, не одобрялись в среде простых людей. О молодой девушке, хотевшей пойти в театр, могла даже пойти дурная слава. Да и сходить туда она могла только в сарафане или в кисейной рубахе с пышными рукавами, что не соответствовало правилам хорошего тона.

Шляпки фасонов «ток» и «кибитка» декорировались искусственными цветами, драгоценными камнями, аграфами, пряжками и перьями

Обычные горожане с большим удовольствием наблюдали за тем, как в 1853 году Большой театр снова горел во время пожара, длившегося три дня. Здание Большого восстанавливали три года. На фасаде появился бронзовый Аполлон, созданный скульптором Петром Клодтом, автором знаменитых конных групп на Аничковом мосту в Петербурге.

Выбранное тогда сочетание помпезной позолоты и малинового цвета в интерьерах залов сохранилось и до наших дней. На открытии театра давали оперу «Пуритане» Винченцо Беллини. В первое время театром управлял итальянский антрепренер Эудженио Мерелли, собравший труппу из иностранных артистов, среди которых была и главная европейская оперная примадонна Аделина Патти.

В те годы в театре играли популярные оперы Джузеппе Верди, Шарля Гуно, Карла Оффенбаха. В репертуар попадали и все новые произведения Петра Чайковского: «Опричник», «Евгений Онегин», «Чародейка», «Пиковая дама». Вскоре русская музыка стала главным приоритетом театра. В 1888 году в Большом состоялась премьера оперы «Борис Годунов» Модеста Мусоргского, ставшая его символом.

К тому времени перемены произошли и в нарядах постоянных посетительниц театральных премьер. Всем дамам вдруг полюбился S-образный силуэт

Эффект достигался с помощью специальной подушечки «турнюра», которая подкладывалась под платье сзади ниже талии. А уже в конце века повсюду властвовал стиль модерн. Дамы окончательно отказались от корсетов и увлеклись эмансипацией. В моду вошли объемные прически из собранных наверх волос с шиньоном на затылке. Символом новой музыкальной эпохи стал великий русский певец, солист Большого театра Федор Шаляпин.

Век больших
перемен

В двадцатом веке опера и балет перестали считаться искусством для избранных. После Октябрьской революции Большой театр открывает двери для самой широкой аудитории. Даже в самые тяжелые годы он всегда переполнен зрителями. Известные зарубежные оперы проходят идеологическую экспертизу и переводятся на русский язык для удобства новых слушателей. В репертуаре театра появляются произведения советских композиторов: Дмитрия Шостаковича, Сергея Прокофьева, Арама Хачатуряна.

Иконами стиля в СССР становятся представительницы новой элиты, имеющие возможность одеваться в соответствии с западной модой. В 20-х годах это была большевистская it-girl Лилия Брик; в 30-40-х – кинодива Любовь Орлова; в 60-х – министр культуры Екатерина Фурцева; в 80-х – первая леди страны Раиса Горбачева.

Наряды обычных советских людей оказывались настолько скромными, что со временем дресс-код в главный театр страны стал совсем условным

Большой стал важным советским брендом, пользующимся огромной популярностью за рубежом. В нем выступали такие блистательные артисты, как Сергей Лемешев, Иван Козловский, Ирина Архипова, Елена Образцова, Тамара Синявская и другие. Билеты в Большой театр стали доступны по цене, но достать их можно было только по знакомству.

Наше время

В новом веке Большой театр сохранил репутацию одного из ведущих оперных театров мира. Сегодня здесь идут как классические, так и новаторские постановки от лучших мировых режиссеров с участием звезд первой величины. Достаточно вспомнить недавние премьерные показы оперы «Манон Леско» Джакомо Пуччини с Анной Нетребко и Юсифом Эйвазовым в главных партиях. Опера стала самым ярким светским событием столицы.

Разумеется, появляться на таких концертах необходимо в правильно подобранных нарядах. И поскольку исторически Большой театр всегда тяготел к итальянской оперной традиции, то лучше всего ориентироваться на правила, принятые в миланском Ла Скала. На премьерные показы там принято приходить в нейтральных коктейльных платьях. В теплое время допускается, чтобы плечи и грудь были прикрыты. Зимой уместно носить меховые аксессуары.

Независимо от времени года на женщинах должны быть колготки или чулки. Обязательны туфли на высоком каблуке. Приветствуются все оттенки черного

Головные уборы в Милане в оперу не носят, но такая традиция естьу зрителейей Нью-ЙоркскойМетрополитен-оперы. В Метрополитене также принято аплодировать артистам сразу после исполнения известных арий, а не в конце спектакля. Постепенно эта не совсем уместная привычка утверждается и в Большом театре в Москве.

В каком наряде вы пойдете в Большой театр на балет «Щелкунчик»?
1 2 3
Фото: одежда и аксессуары net-a-porter.com